В статье раскрываются истоки и сущность военной семантики двуглавого орла. На этой основе раскрывается содержание военной семантики герба России, который составляет основу эмблемы ее Вооруженных Сил.

Двуглавый орел в составе эмблемы Вооруженных Сил России помещается на многих армейских предметах, однако его военная семантика остается малоизвестной. Ученые еще не занимались этой проблемой: в советские годы это было неактуально и даже опасно по идеологическим соображениям, а в наше время двуглавый орел был возрожден совсем недавно. В имеющейся литературе о гербе России авторы не углублялись в происхождение двуглавого орла, хотя признавали, что его первые известные изображения пришли с Востока. На вопросы, где конкретно и в каком качестве появился этот символ, они не отвечали. Постараемся разобраться в этом.

 

 

Не первый год краеведы, экскурсоводы и другие представители общественности предлагают учредить в городе Орле музей Орла. Недавно возникла идея пойти дальше. Поскольку все ключевые символы России так или иначе содержат либо упоминания Орла, либо связаны с территорией Орловской области, напрашивается создание музея истории символов государственности российской.

Орёл и в частности двуглавый орел был символом государственности в разные эпохи и на разных континентах. Например, сохранились изображения двуглавого орла, датированные 13 веком до н.э., то есть более 3 тысяч лет назад. Орёл – одна из самых распространенных в геральдике фигур. Древний Египет, Священная Римская империя, Византия, Болгария, сделали его своим гербом. Орёл был на древнем гербе Черниговского княжества, Орёл – на гербе города Орла и Орловской области. Одной из задач нового музея может стать демонстрирование использования в геральдике орлиной символики, в том числе эволюции образа орла в российской государственной символике.

Корабль «Орёл» признан большинством историков как место первого официального размещения современного флага России. Именно там впервые был поднят бело-сине-красный флаг с двуглавым орлом нашитым поверх полотнища. Это было вызвано требованием существовавшей уже тогда традиции снабжать выходящие в международные воды суда национальным флагом. До этого на Руси было множество разных флагов и царь Алексей Михайлович Романов должен был решить какой флаг станет символом государства на первом российском корабле.

В 1668 году личный корабль Алексея Михайловича Романова трехмачтовый галиот «Орёл», построенный на реке Оке, был спущен на воду. Строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю, который в верфи "Дединово" сделан, прозвание дать «Орлъ". Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же». Технические характеристики:

Тоннаж — 250 тонн
Длина — 24,5 м
Ширина — 6,5 м
Осадка — 1,5 м
Экипаж — 58 человек (23 матроса и 35 стрельцов)
Вооружение — 22 пищали (пушки )

Что касается гимна России, то с Орловщиной связаны истоки мелодической части современного российского гимна, его мелодическая основа. Исследователи творчества автора музыки современного российского гимна Александра Александрова, даже его сын Борис, отмечали близость мелодии к произведениям дореволюционных авторов, прежде всего увертюре уроженца Орловского края Василия Калинникова «Былина». Борис Грызлов, лидер фракции «Единство» в Государственной Думе РФ, выступая на обсуждении законопроекта о государственной символике Российской Федерации 8 декабря 2000 года, высказал предположение, что Александров обнаружил партитуру увертюры Калинникова «Былина» в архивах и развил тему орловского композитора, превратив ее в законченное самостоятельное произведение.

Автор главной темы российского гимна Василий Калинников – уроженец Мценского района Орловской области, его памятник установлен в Орле напротив музыкальной школы, носящей имя великого земляка, одна из его мелодий встречает гостей города, прибывающих на Железнодорожный вокзал – музыкальные часы вокзала исполняют фрагмент 1 симфонии Василия Калинникова.

Кстати, партитура увертюры «Былина», восстановленная по оркестровым партиям, сохранившимся в Государственном центральном музее музыкальной культуры, издана к 50-летию со дня смерти композитора — в 1951 году.

Задачей музея может стать сохранение исторической памяти через представление страниц развития символов развития российской государственности, популяризации глубинных корней российских государственных символов, привитие уважения к истокам российской государственности, более полное использование исторического потенциала символов российского государства в воспитании гражданина и патриота.

В заметке использованы рисунки и фотографии с сайтов https://pikabu.ru/ (автор GrockSer), http://www.maniadb.com/ и http://klub-mastera.narod.ru/