В статье раскрываются истоки и сущность военной семантики двуглавого орла. На этой основе раскрывается содержание военной семантики герба России, который составляет основу эмблемы ее Вооруженных Сил.

Двуглавый орел в составе эмблемы Вооруженных Сил России помещается на многих армейских предметах, однако его военная семантика остается малоизвестной. Ученые еще не занимались этой проблемой: в советские годы это было неактуально и даже опасно по идеологическим соображениям, а в наше время двуглавый орел был возрожден совсем недавно. В имеющейся литературе о гербе России авторы не углублялись в происхождение двуглавого орла, хотя признавали, что его первые известные изображения пришли с Востока. На вопросы, где конкретно и в каком качестве появился этот символ, они не отвечали. Постараемся разобраться в этом.

 

 

Двуглавый орел появился более 4000 лет назад как олицетворение огромной военной силы. Так, он упоминается в древних текстах индуизма как Гандаберунда («ганда» – сильный, «берунда» – двухголовый). К примеру, в «Вишну-пуране» рассказывается, что бог Вишну превращался в Гандаберунду, когда была нужна фантастическая сила: орел легко поднимал в каждой лапе и клюве льва или слона. Вишну был призван охранять порядок в мироздании, поэтому он предстает как воин, который «совершает подвиги на благо угнетенных и притесняемых», и играет «решающую роль в битве богов и асуров».

 

 

Вишну чаще всего изображается вооруженным юношей. В одной из четырех рук он держит чакру – диск, оружие сверхъестественной силы, в другой руке – раковину, издающую звук, вселяющий ужас в противников, в третьей – булаву, в четвертой – лук. Его считают непобедимым воином, и неспроста изображение Гандаберунды используется в индийской военной символике, например в гербе 129-го дивизиона королевских ВВС Великобритании, находившегося под патронажем индийского города Майсур, или в гербе эсминца «Майсур».

 

 

Постепенно представления о двуглавом орле распространялись в соседние с Индией регионы, где он тоже понимался как высшая власть и военная сила. Примером этого является аккультурация двуглавого орла в воинственной Сельджукской империи, где он олицетворял Аллаха или султана, поэтому на многих изображениях на его груди арабскими буквами помещалось одно из имен Аллаха или слово «Аль султан». Аккультурация двуглавого орла в Византийской империи несла отпечаток христианства. В VI–IX вв. императору стали поклоняться наравне с Богом – так в менталитете византийцев сформировалась идея симфонии (сотрудничества) двух властей – духовной и светской, военной.

Изображение двуглавого орла как герба Священной Римской империи относится к XV в. Тогда формируется германский стиль двуглавого орла, отразивший германский воинственный менталитет. Немецкий философ Вальтер Шубарт, характеризуя его, писал, что немцы, как прирожденные солдаты, любят войну. Он остроумно заметил: «Англичанин хочет превратить окружающий мир в фабрику, француз – в салон, немец – в казарму, русский – в церковь…».

 

 

Военная семантика занимала ключевое место и в гербе Российской империи, двуглавый орел которого символизировал победоносную военную силу, бдительную охрану России с Востока и Запада, грозное предупреждение врагам о неотвратимом возмездии. Изображение двуглавого орла на оружии считалось оберегом и талисманом, обеспечивающим победу в бою владельцу оружия. Вот почему оно стало в России популярным в среде военных. Военная семантика герба России в отдельные периоды (особенно после 1812 г.) усиливалась тем, что в лапах орла изображались меч, шпага, меч, обвитый лавровой ветвью, пучок молний, перун и др. В составе Большого герба Российской империи, утвержденного в 1882 г., изображались покровитель воинства архистратиг Михаил с мечом, девиз «С нами Бог!» и шлем святого князя Александра Невского.

 

 

Военная семантика герба России усиливается и другими фигурами – лентой, скипетром, державой и особенно всадником, поражающим копьем дракона. Лента в гербе России появилась при Петре I. В 1699 г. был учрежден первый российский орден Святого апостола Андрея Первозванного, имевший ленту голубого цвета. Она и украсила герб России. Андрей Первозванный считается покровителем России и ее Военно-Морского Флота. Скипетр – символ военной силы главнокомандующего, которая обеспечивает суверенитет и независимость государства. Держава – символ цельности государства, которую часто приходится отстаивать при помощи оружия. На груди двуглавого орла помещено изображение всадника, которого при Петре I стали именовать Святым Георгием Победоносцем. Георгия считают покровителем воинов. В царствование Федора Ивановича монеты с его изображением давали за храбрость воинам для ношения на груди. Эта традиция была развита в дальнейшем: в 1769 г. Екатерина II учредила высшую военную награду – орден Святого Георгия, а с 1849 г. фамилии его кавалеров заносились на мраморные доски в Георгиевском Зале Большого Кремлевского Дворца в Москве.

 

 

Таковы истоки и богатый арсенал военной семантики герба России. Знание их поможет воспитанию не только уважительного отношения к гербу России, но и гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, в эмблеме которых главной фигурой является двуглавый орел.

Геннадий Рожнев warspot.ru